Как тренировать мышцу креативности

Я использую методологию Гилфорда, который делит креативность на 4 составляющие: беглость, гибкость, оригинальность и точность.

Посмотрим, как уже сегодня вы можете их развить у себя и своих подчинённых или коллег.

 

БЕГЛОСТЬ

Беглость (продуктивность) — это возможность за единицу времени сгенерировать наибольшее количество идей. Иногда так случается, что сильная идея приходит на 10, 15 или 45-м варианте.

Для тренировки можно разделить людей на группы и дать одинаковое задание. Обратите внимание, какая группа предложит максимум идей за 5 минут.

Мы можем отметить людей, у которых именно эта способность хорошо развита и, например, привлекать их к решению задач, где требуется пересмотреть множество различных подходов или точек зрения.

Более того, полезно приглашать на такие мозговые штурмы людей, которые не являются экспертами в определенной области. Мы проводили эксперимент, когда в решении задач участвовали две тестовые группы. Взяли экспертов, которые разбираются в специфике вопроса, и людей из непрофильных подразделений. Итоговые результаты обеих команд совпали на 80%.  Таким образом, экспертность далеко не гарантия успеха, когда необходимо найти нестандартную идею или подход. А вот участие спринтеров, способных наработать много идей за короткий промежуток времени, будет явно полезным, когда «надо срочно».

Одним из самых простых способов развить беглость – поиск альтернатив. Задача – продолжать искать идеи и набирать варианты, пока не иссякнет запал. Главное — устанавливать себе квоту, например, на каждую задачу предлагать не менее 5 альтернатив, затем постепенно увеличивать это число.

Представьте, насколько продуктивнее станет ваша команда, когда натренируется предлагать семь, пятнадцать или двадцать пять решений вместо традиционных двух — трех!

 

ГИБКОСТЬ

Вторая составляющая креативности — это гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи из различных категорий). Например, если у меня задача увеличить продажи, я могу придумать 15 идей, которые все будут связаны со снижением цены. Много идей, но это не гибко, т.к. все идеи из одной категории. Или же я могу придумать 15 идей, но все они будут из разных категорий: снижение цены, работа с персоналом, улучшение качества продукции, увеличение каналов сбыта и т.д. В этом случае я решаю задачу комплексно.

Такой подход дает широкое поле для принятия решений, большие возможности.  На тренинге мы развиваем умение направлять работу своего мозга на комплексную выработку идей.

Допустим, рассматриваем задачу с четырех точек зрения: персонал, системы, оргструктура, процессы. И целенаправленно ищем решение в каждой из них. Как навыки развивать у сотрудников? Какие требования предъявить к новому программному обеспечению? Как оптимизировать оргструктуру? Что, если она слишком раздутая и мы сделаем ее проще? Или, может быть вообще, использовать матричный подход или проектный, или еще какой-то?

Развивая гибкость мышления, мы расширяем картину мира, позволяем взглянуть на задачу целостно, учесть все факторы и возможные риски.

 

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Третий компонент креативности – оригинальность (способность производить уникальные идеи). Речь идет о том, насколько твоя идея редка, встречается 1 на 1000 других. Другими словами – «антипод банальности».

Такие идеи почти никогда не возникают в голове в первые минуты и не лежат на поверхности. Любая инновация — это оригинальная мысль. Например,  Apple выпустила телефон, у которого нет кнопок. А ученые изобрели робокоп, аватар, которые позволяют влиять на мозг человека посредством электрических импульсов и, наоборот, силой практически одной лишь мысли (и нервных импульсов) двигать предметы.

Как переориентировать продажи с низкомаржинальных на высокомаржинальные продукты? Чаще всего предлагают больше их рекламировать, проводить акции, больше платить вознаграждение дилерам. Оригинальным в одной из компаний было решение — давать премии и бонусы не за большее количество проданных высокомаржинальных продуктов, а за меньшее количество продаж низкомаржинальных. Получается, чем меньше ты будешь продавать товары с малой наценкой, тем больше будешь акцентировать внимание на предложение более выгодных, хотя и дорогих продуктов. Сработало!

 

ТОЧНОСТЬ

С позиции бизнеса мы рассматривает точность в двух аспектах:

  1. То, насколько четко данная идея соответствует результату, на который мы работаем, попадает в задачу, в цель.

Нередко случается так: вроде бы неплохая идея, но она не совсем про это. Как сохранить клиента во время отмены «мобильного рабства», т.е. когда люди могут не менять номер, переходя от оператора к оператору? Если мы генерируем идеи в плане того, как именно их сохранить, то они будут точны, попадать в цель. А если мы будем думать о том, как за счет этой ситуации получить новых клиентов от других операторов, то сместим фокус с сохранения на привлечение.

  1. То, насколько та идея, которую ты предлагаешь заказчику, оформлена как конечный продукт, готова к использованию «здесь и сейчас». Потому что любой топ-менеджер оценивает идею с точки зрения ее простоты, целесообразности, окупаемости и того, как ты смог еще ее проработать, обосновать и грамотно оформить (аргументы, статистика, факты, расчеты и т.д.).

 

Скажу откровенно: из всех четырех составляющих креативности сложнее всего тренируется оригинальность, легче всего — беглость и гибкость. На тренинге «Генерация идей и креативность в бизнесе» участники осваивают эвристические методы, аналогии, ТРИЗ и другие. При этом необходимость ДУМАТЬ никто не отменял.  Важно научиться применять любую технологию уместно и грамотно.

Главное – тренировать мышцу креативности и всегда поддерживать ее в тонусе. Нейронные связи образуются у всех. Это происходит в момент получения опыта или в процессе практической творческой деятельности, как на тренинге, так и в каждодневных задачах бизнеса.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *